Уважаемые посетители! 13.10.2018 Г. НА СЕАНС 20:40 В БОЛЬШОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЗАЛ – ВСЕ БИЛЕТЫ ВЫКУПЛЕНЫ.

15.10.2018 г. На сеансы 18:10; 19:30 и 20:40 в Большой Звездный зал – все билеты выкуплены.

МУЗЕЙ УРАНИИ будет закрыт с 17:00

Просьба учитывать данную информацию при планировании посещения

Великие умы: Жозеф Луи Гей-Люссак

Дата: 06.12.2017

Становление этого человека как личности происходило во время крупнейшей трансформации социальной и политической системы Франции, называемой – Великая французская революция. Преодолев невзгоды, он стал химиком мирового масштаба, а его имя внесено в список величайших учёных Франции, размещённый на первом этаже Эйфелевой башни. Это - Жозеф Луи Гей-Люссак.

Жозеф Луи Гей-Люссак
Жозеф Луи Гей-Люссак 1778-1850

Жозеф Луи Гей-Люссак родился 6 декабря 1778 г. в местечке Сен-Леонар-де-Нобла в семье королевского прокурора. К началу Великой французской революции 1789 г. Гей-Люссаку было 11 лет. В этот год отец был арестован по «закону о подозрительных лицах». Освободившись в 1794 г. он отправил сына в пансион в Париже. В 1798 г. Гей-Люссак – воспитанник Политехнической школы, и уже в 1800 г. работает в лаборатории известного химика Бертолле.

Научные интересы Гей-Люссака относятся к самым разным областям химии. В 1802 г., независимо от Джона Дальтона, он открыл один из газовых законов – закон теплового расширения газов, названный его именем. В 1804 г. Гей-Люссак совершил полёт на воздушном шаре, выполнив измерения температуры воздуха на высоте 7 км, которая оказалась равной −9,5 °C по сравнению с +27,75 °C на поверхности земли. Тем самым Гей-Люссак доказал, что снега, покрывающие высочайшие вершины, не являются результатом действия гор на окружающий воздух. В 1805 г. совместно с немецким естествоиспытателем Гумбольдтом установил состав воды, показав, что соотношение водорода и кислорода в её молекуле составляет 2:1.

В 1808 г. Гей-Люссак открыл закон объёмных отношений. В первой формулировке закона он утверждал, что «газы, действуя друг на друга, соединяются в простых отношениях, например 1 к 1, 1 к 2 или 2 к 3». В 1809 г. провел серию опытов с хлором, которые подтвердили, что хлор – это элемент, а не кислородсодержащее соединение. В 1810 г. установил элементный характер калия и натрия, затем фосфора и серы.

В 1811-1813 гг. им установлена аналогия между хлором и иодом. Многие его исследования имели прикладное значение. Так, его метод определения содержания этилового спирта был положен в основу практических способов определения крепости алкогольных напитков. Созданная им конструкция башни для улавливания оксидов азота в дальнейшем нашла применение в производстве серной кислоты.

Он был суров и требователен к себе и своим сослуживцам. Резко критиковал своих оппонентов, невзирая на заслуги и регалии. Считал своей обязанностью признавать собственные ошибки и заблуждения, если таковые обнаруживались. Часто рисковал. В 1808 г. он получил ожог одного глаза после взрыва во время опытов с калием. До конца жизни, по выражению его жены, «его глаза оставались слабыми и красными». В 1840-х годах Гей-Люссак получил серьёзную травму руки в результате взрыва стеклянного сосуда с газообразными углеводородами. Некоторые врачи считали эту травму причиной его смерти, которая последовала через несколько лет после этого события.

В последние годы жизни учёный уединился в своём имении Люссак, посвятив себя написанию так и не оконченного труда «Химическая философия».

Скончался великий химик 9 мая 1850 г. в Париже. В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гей-Люссака кратеру на видимой стороне Луны.

• Что делает представление в Планетарии уникальным? Сочетание полнокупольной проекции и игры актеров на сцене, которое создает  у зрителей ощущение присутствия в сказке. Наша история о том, как в Новый год одно маленькое желание может повлечь за собой большие последствия. Герой нашей сказки никогда бы не подумал, что сказанное сгоряча положит начало целому новогоднему приключению, включая путешествие через кротовую нору, полет на сове сквозь волшебный лес и встреча с самим Дедом Морозом. И все это за час до наступления Нового года. Самые невероятные чудеса случаются! И зрители в этом убедятся сами.
    25 октября 2018 г. в 16:50

Лучший выбор для школьных экскурсий

В Большом Звездном зале с 1 декабря

Новый фильм расскажет о том, какую роль астероиды и кометы играли, да и продолжают играть, в истории нашего космического происхождения.

• Малый Звездный зал / Полнокупольная программа