• Уважаемые посетители! По распоряжению Мэра Москвы Сергея Собянина в эти выходные в Москве отменены все спортивные, культурные и другие массовые мероприятия. В связи со сложившейся ситуацией Московский Планетарий будет закрыт в предстоящие выходные 23-24 марта. Билеты, приобретенные онлайн, будут возвращены автоматически. Билеты, приобретенные в кассах Планетария, подлежат возврату 25, 27, 28 и 29 марта в рабочие часы Планетария. Выражаем искренние соболезнования близким погибших и пострадавших в Crocus City Hall.
Скрыть

A+ RU
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Изумрудная комета декабря 2018!

Дата: 12.12.2018

К нам летит комета! Та самая, к которой должен был полететь космический аппарат «Розетта» в 2004 году. Комета Виртанена стала самой яркой кометой 2018 года – в середине декабря она приблизится к Солнцу и Земле ближе, чем когда-либо. За всю историю наблюдений комет Землю ждет одно из минимальных сближений с кометами – 16 декабря комета Виртанена будет находиться всего в 30 раз дальше от нас, чем Луна! В декабре комету легко найти в бинокль, а при ясной безоблачной погоде она видна невооружённым глазом! Наблюдая комету в течение часа, двух можно увидеть, как она быстро перемещается по небу: расстояние равное диаметру Луны она пролетает в эти дни менее чем за три часа!

Комета Виртанена (46P/Wirtanen) – короткопериодическая комета с периодом 5,4 года, открыта более 70 лет назад, принадлежит к семейству Юпитера. Диаметр ядра кометы оценивается в 1,2 км. Каждые 5,5 лет она возвращается к Солнцу, пролетая недалеко от Земли. Комета была открыта фотографическим путём 17.01.1948 года американцем Карлом Виртаненом в Ликской обсерватории.

В декабре 2018 года комета Виртанена стремительно увеличивает свою яркость и угловой размер. В середине декабря она двигается по небу со скоростью около 11'' в минуту, и расстояние равное диаметру Луны она пролетает примерно за 2,7 часа! Т.е. ее смещение на фоне звездного неба заметно для невооруженного глаза за десятки минут, а при наблюдении в телескоп – почти в реальном времени.

13 декабря 2018 года она пройдет перигелий, максимально близко приблизившись к Солнцу, тем самым увеличив свой блеск до +4m звездной величины! Мы знаем, что глаз человека при хороших атмосферных условиях видит объекты +6,5m звездной величины. Т.е. готовимся наблюдать глазами при ясной погоде.

Путь кометы Виртанена по орбите в течение 3,1 часа 10 декабря 2018 года. Видеоанимация: Alex Cherney (terrastro)

16 декабря 2018 года она сблизится с Землей на расстояние 11,5 млн км (0,077 а.е.). Это одно из минимальных сближений Земли с кометами за всю нашу историю наблюдений комет. А в 21 веке всего только 4 кометы приближались к Земле ближе, чем комета Виртанена в этом году.

Ожидается, что в максимуме блеска комета Виртанена достигнет яркости 3-4m, что сделает ее самой яркой кометой за пять лет. Она выглядит достаточно диффузным объектом с угловым диаметром порядка градуса, что вдвое больше диска Луны на небе. Комета очень чувствительна к условиям наблюдений: чтобы четко рассмотреть это довольно "крупное зеленое туманное облачко", необходимо максимально темное, незасвеченное небо. Для получения лучшего вида невооруженным глазом не забывайте использовать боковое зрение.

Изумрудный цвет кометы обусловлен испарениями диуглерода (C2), зелёное свечение которого возникает от ультрафиолетового солнечного облучения газа в космическом вакууме.

В декабре комета Виртанена пройдёт по созвездиям Кита, Эридана, Тельца, Возничего, Персея.

Хвостатую гостью можно наблюдать ночами, сразу после захода Солнца, над южным горизонтом, как зеленый объект с яркостью около +4m звездной величины. При ясной безоблачной погоде комета отлично видна практически всю ночь на территории России и ближайших стран.

Самые лучшие дни для наблюдения кометы Виртанена 12-16 декабря 2018 года. Она будет видна на вечернем и ночном небе. А время ее максимального сближения с нашей планетой совпадет с временем максимума активности метеорного потока Геминиды. Растущая Луна в эти дни не будет серьезно мешать наблюдениям, но зато станет проблемой несколько дней спустя. 22 декабря примет фазу полнолуния и будет располагаться в созвездии Орион, что может немного помешать наблюдениям сближения кометы с Капеллой - самой яркой звездой в созвездии Возничего. В декабре эта звезда около полуночи наблюдается в зенитной области!

Постарайтесь не пропустить ночи с 16 на 17 и с 23 на 24 декабря. В эти даты комета пройдет соответственно рядом с Плеядами и Капеллой. Не пропустите!

*Перигелий – ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты, кометы или иного тела в Солнечной системе.

Наиболее интересные сближения кометы Виртанена в декабре:

13 декабря — комета Виртанена проходит перигелий на расстоянии в 1,05 а. е. от Солнца

15 и 16 декабря — комета Виртанена проходит на минимальном расстоянии от Земли. На небе она находится в созвездии Телец между Альдебараном и примерно в 4° от красивого рассеянного звездного скопления Плеяды (М 45). Ожидаемый блеск около +4m звездной величины.

19 декабря — комета находится в 5° к западу от звезды ι Возничего (блеск 2,65m).

21 - 23 декабря — комета проходит мимо звезд ζ и ε Возничего и сближается с яркой звездой Капелла (альфа Возничего) до 0,8°.

Поисковая карта (путь кометы Виртанена на небесной сфере):

·        Подробные поисковые карты для наблюдения кометы можно найти здесь: http://blog.astronomypage.ru/

Когда и куда смотреть в бинокль или телескоп:

·        Декабрь 2018 года: вечер и вся ночь.

·        Над южным горизонтом.

·        Созвездия: Кит, Эридан, Телец, Возничий, Персей, Возничий, Рысь.

Что потом?

После сближения с Солнцем и Землей, 13 и 16 декабря, комета будет слабеть столь же быстро, как и ярчала. До конца декабря она будет двигаться по созвездиям Персея, Возничего, Рыси и ослабнет до 5m к началу нового 2019 года. В январе 2019 года комета Виртанена станет недоступным объектом для невооруженного глаза, чуть позже – и для биноклей. В своих следующих возвращениях (в 2029 и 2035 годах) она снова сможет наблюдаться любителями, но лишь с использованием телескопов. После этого два сближения кометы с Юпитером в 2042 и 2054 годах увеличат расстояние перигелия кометы сначала до 1,2 а.е., а затем – до 1,98 а.е., в результате чего ее визуальные наблюдения станут невозможны.

По материалам: astronom.ru, skygazer.ru, calsky.com