О возвращении с небес
«Вы застали меня в дороге – работа продолжается! Хотя сейчас она по большей части связана с восстановлением. После возвращения на Землю мы участвуем в научной программе, которая состоит из серии различных послеполетных экспериментов, в том числе медико-биологических. Научная программа начинается перед полетом, продолжается на орбите и заканчивается уже на Земле: специалисты изучают работу мышечного аппарата, измеряют плотность костей. Есть определенный план восстановления, и медикам хорошо известно, как космонавт себя чувствует на какие сутки после возвращения. Пока тяжело поднимать что-то – мускулатура еще не адаптировалась.

О привычках
Говорят, что на орбите привыкаешь к невесомости, и потом на Земле с тобой происходят разные казусы. Вроде того, что космонавты, привыкшие к отсутствию гравитации, после возвращения продолжают отпускать предметы в воздухе и постоянно из-за этого бьют посуду, роняют вещи. Никогда ничего подобного ни со мной, ни с моими коллегами не происходило. Все прекрасно осознают, что они находятся на Земле, где гравитация действует 24 часа в сутки, и никто не отпускает перед собой вилку, ожидая, что она повиснет в воздухе.
На орбите не хватает обычного нормального душа. Душевая кабина была на станции «МИР», но на ее обслуживание уходило столько времени и сил, что космонавты предпочитали ей не пользоваться. На МКС для гигиены используем влажные салфетки, а как возвращаемся домой – сразу же принимаем ванну.
Любимой «земной» еды в космосе нет, поэтому приходится есть любимую «космическую» еду. Домашние встречают меня жареной картошкой с солеными огурцами.

О работе на орбите…
Я участвовал в полугодовой программе, а наш российский космонавт, мой коллега Михаил Корниенко в годичной. Всего мы провели более 60 экспериментов. В частности, во время одного из них с помощью специальной датчиковой аппаратуры изучали распределение жидкости в организме в условиях невесомости, как это влияет на самочувствие космонавта, его адаптивность, зрительную функцию, сосуды. В принципе, приблизительно специалисты и раньше представляли воздействие некоторых факторов на организм, но именно сейчас появилось оборудование, которое позволяет точно измерить все параметры.
Самое незабываемое впечатление каждый раз – это выход в открытый космос и прибытие нового корабля. В этот раз мы встречали американцев, интересно было посмотреть, как устроен их новый корабль. Функции те же, но сделано все по-другому. Особых традиций приветствия вновь прибывшего экипажа нет, это просто душевная встреча. Когда экипаж прилетает, он привозит с собой срочные грузы, которые надо экспонировать. И уже потом мы ставим чай, греем еду и собираемся поужинать, поговорить.
Работу космонавта на орбите нельзя назвать рутинной. Нет ни одного полета, который бы проходил идеально. Начинаешь что-то делать, уже отлаженный процесс и – вдруг – что-то может не заладиться. Как это было, к примеру, во время стыковки «Союза ТМА-19М» в декабре 2015 г. Ребята уже шли на стыковку, и неожиданно автоматическая система дала сбой, и корабль пошел на разлет. Юрию Маленченко профессионально пристыковал корабль вручную.

…и отдыхе
Космонавтам на орбите скучать не приходится – 85% времени занимает работа. Три-четыре раза в неделю нам закачивают информационные ТВ-программы и один раз в неделю – художественный фильм. Так что мы всегда в курсе того, что происходит внизу. Читаем периодику, фотографируем – не по заданию, а для души. И, конечно, как только появляется свободная минутка, идешь звонить домой, узнавать, как дела. Домой хочется всегда.
Беседовала Юлия Ким