• «Дорогие друзья! По техническим причинам с 01.07.24 и до устранения неполадок первой частью всех сеансов Большого Звёздного зала будет демонстрироваться программа «Путеводные звёзды». О возобновлении сеансов в соответствии с опубликованным расписанием будет сообщено дополнительно».
Скрыть

A+ RU
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Адрес и время работы
Время работы:

Время работы: с 10:00 до 21:00,
Выходной день: вторник
«Ретро-кафе»: в дни работы Планетария с 10:00 до 20:00.

+7 (495) 221-76-90
АО «Планетарий» © 2017 г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1

Как добраться

Астрономический прогноз на Июнь 2024 года

Дата: 27.05.2024
Астрономический прогноз на Июнь 2024 года

Июнь – месяц самых длинных дней в году, летнего солнцестояния и серебристых облаков.
20 июня в 23 часа 50 минут по московскому времени наступит астрономическое лето! День летнего солнцестояния порадует нас самым высоким Солнцем и самым длинным световым днем в году! 20 июня продолжительность светового дня в Москве составит 17 часов 33 минуты! В приполярных широтах Северного полушария наступят долгожданные белые ночи, а вблизи Северного полярного круга – самый короткий полярный день (около 2 суток).
*8 июня – Всемирный День Океанов (World Oceans Day)
*12 июня – 13 лет обновленному Московскому планетарию.
*30 июня – Международный День астероида. 116 лет падению Тунгусского метеорита.

Избранные даты и события июня 2024 года в астрономии и космонавтике:

3 июня – 365 лет назад, 03.06.1659, родился шотландский математик и астроном Дэвид Грегори. Работы ученого посвящены геометрии, оптике и механике. Он внёс вклад в зарождение и развитие математического анализа, в частности, в теорию рядов.
8 июня – Всемирный День Океанов (World Oceans Day)
12 июня – 13 лет назад, 12.06.2011 года, после глобальной реконструкции, был открыт обновленный Московский планетарий.
12 июня – 150 лет со дня рождения, 12.06.1874, российского и советского астронома Петра Ивановича Яшнова. Ученый работал в Московской, Пулковской и Ташкентской обсерваториях. Яшнов - яркий представитель пулковской классической школы астрометрии, активный наблюдатель. Он участвовал в создании пулковских абсолютных каталогов прямых восхождений. Ученый предложил новый метод выравнивания системы положений слабых звезд, создания независимой системы прямых восхождений звезд на базе серии наблюдений на большом пассажном инструменте в Пулково=е, длившихся около 100 лет. Яшнов разработал новый способ исследования переносного пассажного инструмента, названный его именем. Будучи в течение ряда лет зав библиотекой и музеем Пулковской обсерватории, он посвятил много времени приведению в порядок библиотеки, в частности описанию рукописного архива И. Кеплера.
14 июня – 135 лет со дня рождения, 14.06.1889, известного шведского астронома Кнут Эмиля Лундмарка. К.Э. Лундмарк первым в мире в 1919 г. определил расстояние до Туманности Андромеды и установил в 1928 г. существование Местной группы галактик, в которую входит несколько звездных систем, в том числе Туманность Андромеды (М31) и наша Галактика. Он одним из первых провел наблюдения, подтвердившие вращение Галактики, и высказал предположение об обращении Солнца и ближайших звезд вокруг ее центра. Все это полностью подтверждено современной астрономией.
15 июня – 120 лет со дня рождения, 15.06.1904, известного Советского и узбекского астронома, педагога и популяризатора науки, специалиста в области астрометрии и истории астрономии Владимира Петровича Щеглова. Работал ученый в Ташкентской обсерватории, на протяжении многих лет был ее директором, затем возглавлял Астрономический институт АН Узбекской ССР. Щеглов был одним из организаторов и первым председателем Узбекистанского отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Основные научные работы Щеглова относятся к астрометрии (изменяемость географических координат, время, дрейф континентов) и истории астрономии. Ученый провел большую подготовительную работу по изданию Атласа звездного неба польского астронома Яна Гевелия (1611-1687), опубликованного в СССР на узбекском, русском и английском языках.
18 июня – 255 лет со дня рождения, 18.06.1799, английского астронома Уильяма Лассела. Он построил несколько обсерваторий. Лассел сам полировал зеркала с помощью самодельного шлифовального станка и наблюдал с их помощью в основном планеты и туманности. Ученый открыл несколько спутников у планет Солнечной системы. В 1846 году он открыл первый и крупнейший спутник Нептуна, Тритон, всего через 17 дней после открытия Нептуна немецкими астрономами. В 1848 году Лассел стал независимым соавтором открытия Гипериона, восьмого спутника Сатурна. В 1851 году он открыл Ариэль и Умбриэль, два новых спутника Урана.
Кроме того, он открыл более 600 туманностей и опубликовал их каталог в 1867. В 1870-1872 годах Уильям Лассел был президентом Королевского астрономического общества годах. Лассел был награжден Золотой медалью Королевского астрономического общества и Королевской медалью Лондонского королевского общества.
20 июня – Летнее солнцестояние 23:50 мск
24 июня – 50 лет назад, 25.06.1974, была запущена орбитальная космическая станция «Салют-3» (Алмаз-2). Она была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 25 июня 1974 года. Перигей орбиты составлял 219 км, апогей — 270 км, наклонение 51,6°. Станция закончила свою работу 25 января 1975 года, пробыв на орбите 213 суток и обеспечив пилотируемый полёт с первым экипажем («Союз-14») в течение 13 суток.
27 июня – 75 лет со дня рождения, 27.06.1949, немецкого и американского астронома Вальтера Бааде. Работал в астрономической обсерватории Маунт-Паломар, где открыл малую планету, названную за необычную орбиту Икаром. Диаметр Икара - около 1 км. В перигелии Икар заходит внутрь орбиты Меркурия, приближаясь к Солнцу на расстояние 0.2 а.е. Период обращения Икара вокруг Солнца всего 409 суток. Бааде предсказал существование нейтронных звезд и возникновение космических лучей в результате взрывов сверхновых. Проводил наблюдения ближайших галактик и доказал, что в центральной области галактики Андромеды концентрируются звёзды того же типа, что и в шаровых скоплениях и эллиптических галактиках.
В 1952 году пришёл к выводу, что употреблявшуюся до того времени шкалу межгалактических расстояний нужно удвоить. Более поздние работы посвящены строению и развитию Млечного Пути и других галактик.
27 июня – максимум действия метеорного потока Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0-100)
29 июня – 125 лет, 29.06.1899, со дня рождения канадского астронома Карлайла Билза. Карлайл Смит Билз – канадский астроном, исследователь эмиссионных линий в спектрах звезд и газовых облаков. Основные научные работы Билза относятся к спектроскопии звезд и межзвездного вещества. Он установил надежную температурную шкалу для более горячих звезд и обнаружил широкие эмиссионные линии у звезд типа Вольфа-Райе и P Лебедя. Билз обнаружил, что межзвездная среда была комковатой и двигалась с разными скоростями. Билз разработал несколько астрономических приборов для анализа астрономических спектров, включая самозаписывающийся микрофотометр и высокоэффективный спектрограф с решеткой.
Во время Второй мировой войны Билз изучал защиту от химического оружия и разработал противогазы. Внес большой вклад в развитие астрофизических и геофизических исследований в Канаде. Он был избран членом Королевского общества Канады, президентом Академии наук Королевского общества Канады и президентом Королевского астрономического общества Канады.
30 июня – Международный День астероида. 116 лет назад, 30.06.1908, на Землю упал Тунгусский метеорит. День астероида учрежден резолюцией ООН и отмечается в годовщину падения Тунгусского метеорита в 1908 году – самой масштабной астероидной катастрофе в истории человечества. Компания нацелена на освещение астероидной опасности и возможные методы предотвращения столкновений астероидов с Землей.

Здесь (и далее в обзоре) приводится московское время. Тмск = UT + 3ч. (где UT – Всемирное время).
У Луны указана фаза Ф (0,0+-): Ф = 0,00(новолуние), Ф = 0,50+(первая четверть), 1,00(полнолуние), Ф = 0,50-(последняя четверть); у светил – их звездная величина (+-0,0m)

Весь июнь месяц – высокая вероятность появления серебристых облаков на сумеречном небе.

1 июня – Луна (Ф= 0,34-) проходит в 1 угловой минуте южнее Нептуна (+7,9m) 06:00
1 июня – покрытие Нептуна (+7,9m) Луной (Ф= 0,34-) при видимости в Африке 04:00-08:00
1 июня – Венера (-3,9m) проходит в 5,3° севернее Альдебарана (+0,85m) 05:00
2 июня Луна (Ф= 0,22-) в перигее своей орбиты на расстоянии 368107 км от Земли 10:24
2 июня – начало утренней видимости Сатурна (+1,1m)
3 июня – Луна (Ф= 0,16-) проходит в 2,4° севернее Марса (+1,1m) 02:37
4 июня – Меркурий (-1,14m) сближается с Юпитером (-1,9m) до 6 угловых минут 13:32
4 июня Венера в верхнем (внешнем)соединении с Солнцем 19:00
4 июня – Луна (Ф= 0,03-) проходит в 3,6° севернее Урана (+5,87m)
5 июня – начало утренней видимости Нептуна (+7,9m)
5 июня – Луна (Ф= 0,02-) проходит в 0,4° южнее рассеянного звездного скопления Плеяды (покрытие при видимости в акватории Атлантического океана) 11:14
5 июня – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Меркурия (-1,3m) и Юпитера (-2,0m)
5 июня – Луна в перигелии, ближайшей к Солнцу точке, на расстоянии 1,0123а.е.от Солнца. Расстояние между Землей и Луной составит 373 000 км 17:24
6 июня (15:40 мск) – новолуние
6 июня – Луна (Ф= 0,0) проходит в 4,5° севернее Венеры (-3,9m) 16:00
8 июня – Меркурий (-1,5m) проходит в 5,3° к северу от Альдебарана (+0,85m) 08:00
9 июня – Луна (Ф= 0,1+) проходит в 1,7° севернее Поллукса (+1,2m) 10:23
10 июня – Луна (Ф= 0,16+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44)
12 июня – Луна (Ф= 0,32+) проходит в 3,3° севернее Регула (+1,4m) 09:00
13 июня – Меркурий (-2,18m) в перигелии, в ближайшей к Солнцу точке своей орбиты, на расстоянии 0,31 а.е. от Солнца 19:23
14 июня (08:20 мск) – Луна в фазе первой четверти
14 июня – Луна (Ф= 0,54+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404077 км от Земли 16:37
14 июня – Меркурий в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем 19:38
16 июня – Луна (Ф= 0,74+) проходит в 1,2° севернее Спики (+1,1m) 22:00
16 июня – покрытие Луной звезды Спика (альфа Девы) при видимости на Европейской части России и в Западной Сибири с 21:17 до 23:10. Затмение Спики Луной будет видно из Москвы. Оно начнется в 21:38 в сумерках с исчезновения Спики за Луной, а в 22:14 звезда вновь появится из-за диска Луны.
17 июня – Меркурий (-2,0m) проходит в градусе севернее Венеры (-3,9m) 16:00
20 июня – Луна (Ф= 0,97+) проходит в 0,3° севернее Антареса (+1,1m) 13:33
20 июня – покрытие Луной Антареса (+1,1m) при видимости в акватории Тихого океана. В России не видно с 12:10 до 16:25
20 июня – летнее солнцестояние в 23:50.Самая короткая ночь и самый длинный день в Северном полушарии Земли.
22 июня (04:11 мск) – полнолуние
22 июня – Луна в афелии, в самой удаленной от Солнца точке своей орбиты, на расстоянии 1,0188 а.е. от Солнца 10:55
23 июня – покрытие астероида Церера Луной (Ф= 0,98-) при видимости в Северной Америке
23 июня – начало утренней видимости Урана (+5,85m)
24 июня – Луна (Ф= 0,95-) проходит в 1,5° южнее Плутона (+14,38m) 08:00
27 июня – начало утренней видимости Марса (+0,98m)
27 июня – максимум действия метеорного потока Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0 - 100)
27 июня – Луна (Ф= 0,68-) в перигее своей орбиты на расстоянии 369291 км от Земли 14:46
27 июня – Луна (Ф= 0,65-) проходит в 4 угловых минутах севернее Сатурна (+0,92m) 17:56
27 июня – покрытие Луной Сатурна при видимости в Австралии и акватории Тихого океана. В России не видно. С 15:49 до 20:03
28 июня – Луна (Ф= 0,56-) проходит в 15 угловых минутах севернее Нептуна (+7,76m) 11:42
28 июня – покрытие Луной Нептуна при видимости в Южной Америке (включая Бразилию, Перу, Колумбию и Венесуэлу) с 09:38 до 13:46
28 июня – начало утренней видимости Юпитера (-2,02m)
29 июня (00:55 мск) – Луна в фазе последней четверти
29 июня – Меркурий проходит в 4,7° южнее Поллукса (+1,15m) 01:34
30 июня – Сатурн в стоянии с переходом к попятному движению

Звездное небо июня

В июне в средних широтах начинается период светлых ночей: Солнце не опускается достаточно глубоко под горизонт, и в атмосфере присутствует рассеянный солнечный свет, что ухудшает условия для наблюдений слабых туманных объектов космоса. Большую Медведицу находим слева от Полярной звезды, высоко, в северо-западном сегменте неба. Млечный Путь протягивается дугой от севера до юга над восточным горизонтом. В области зенита видна Голова Дракона. Из легко узнаваемых рисунков неба вы увидите, что трапеция Льва ночью уже клонится к западу, а созвездия Лебедь, Лира и Орел, самые яркие звезды которых – Денеб, Вега и Альтаир, образуют «Летний Треугольник», поднимаются высоко над юго-восточным горизонтом после полуночи.

Для созвездия Лебедь характерна фигура креста, вершина которого отмечена белым Денебом – на старинных звездных картах мы видим Лебедя, летящего вниз к Земле.

Над северной стороной горизонта виден Возничий, а правее него – Персей. На востоке взошел Пегас, левее которого в северо-восточной стороне, находятся Андромеда, Кассиопея, Цефей.

На северо-западе – Большая Медведица, под ней – Гончие Псы.

В южной стороне неба над горизонтом поднимается Стрелец, Змееносец, левее него Орел, Дельфин, высоко расположены созвездия Лебедь, Лира и Геркулес.

В юго-западной части неба видны Северная Корона и Волопас.

Наблюдение серебристых облаков

Первый летний месяц малоблагоприятен для астрономических наблюдений в средних, а особенно в северных широтах страны. В условиях белых ночей или полярного дня можно наблюдать только наиболее яркие объекты неба. Это Солнце и Луна, а иногда Венера. Но для тех районов, где наступают навигационные сумерки и не прекращаются астрономические, открывается великолепная возможность для обнаружения и наблюдений серебристых облаков. Они могут появляться в течение всего летнего периода, а наибольшая вероятность созерцать их приходится на конец июня.

Солнце

Июнь – месяц высокого Солнца! Летнее солнцестояние дарит продолжительные световые дни, Солнце в северных широтах занимает наивысшее в году положение над горизонтом.

Солнце движется по созвездию Телец, а 21 июня переходит в созвездие Близнецы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается от 17 часов 09 минут в начале месяца до 17 часов 33 минуты в день летнего солнцестояния 20 июня.

Вблизи солнцестояния Солнце как бы замирает (останавливается) в верхней точке максимального склонения (23,5 градуса), поэтому и называют этот день стоянием Солнца, а затем начинает постепенно терять полуденную высоту. С этого дня оно ежедневно в полдень будет опускаться ниже и ниже к горизонту, уменьшая продолжительность светового дня. Самую минимальную высоту над горизонтом в полдень Солнце примет 21 декабря, это будет самый короткий день в году.

Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов.

Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных районах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля.

В июне на широте Санкт-Петербурга и в приполярных широтах Северного полушария наступают долгожданные белые ночи, а 20 июня вблизи Северного полярного круга (на широте 65°44′) – самый короткий полярный день (около 2 суток).

В Мурманске, на широте 68°58′, полярный день длится 2 месяца – с 22 мая по 22 июля. Это период, когда Солнце вообще не опускается за линию горизонта.

Июнь самый благоприятный период в году для наблюдений Солнца. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные).

Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить только с применением фильтра. Берегите глаза!

Прогноз космической погоды в июне 2024 года

можно посмотреть здесь:https://www.swpc.noaa.gov

Луна

Луна в июне 2024

2 июня – Луна в перигее своей орбиты на расстоянии 368107 км от Земли 10:24

6 июня (15:40 мск) – новолуние

14 июня (08:20 мск) – первая четверть

14 июня – Луна в апогее своей орбиты на расстоянии 404077 км от Земли 16:37

22 июня (04:11 мск) – полнолуние

27 июня – Луна в перигее своей орбиты на расстоянии 369291 км от Земли 14:46

29 июня (00:55 мск) – последняя четверть

Видимость Луны в июне 2024:

1 - 4
– утром
7 - 15
– вечером
16 - 27
– ночью
28 - 29
– после полуночи
30
– утром

Сближения Луны с планетами и яркими звездами в июне 2024

3 июня – Луна (Ф= 0,16-) проходит в 2,4° севернее Марса (+1,1m) 02:37
4 июня – Луна (Ф= 0,03-) проходит в 3,6° севернее Урана (+5,87m)
5 июня – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Меркурия (-1,3m) и Юпитера (-2,0m)
6 июня – Луна (Ф= 0,0) проходит в 4,5° севернее Венеры (-3,9m) 16:00
9 июня – Луна (Ф= 0,1+) проходит в 1,7° севернее Поллукса (+1,2m) 10:23
12 июня – Луна (Ф= 0,32+) проходит в 3,3° севернее Регула (+1,4m) 09:00
16 июня – Луна (Ф= 0,74+) проходит в 1,2° севернее Спики (+1,1m) 22:00
16 июня – покрытие Луной звезды Спика (альфа Девы) при видимости на Европейской части России и в Западной Сибири с 21:17 до 23:10. Затмение Спики Луной будет видно из Москвы. Оно начнется в 21:38 в сумерках с исчезновения Спики за Луной, а в 22:14 звезда вновь появится из-за лунного диска
20 июня – Луна (Ф= 0,97+) проходит в 0,3° севернее Антареса (+1,1m) 13:33
23 июня – покрытие Луной (Ф= 0,98-) астероида Церера при видимости в Северной Америке
24 июня – Луна (Ф= 0,95-) проходит в 1,5° южнее Плутона (+14,38m) 08:00

Планеты

Сближения планет в июне 2024 года

1 июня – Венера (-3,9m) проходит в 5,3° севернее Альдебарана (+0,85m) 05:00
2 июня – начало утренней видимости Сатурна (+1,1m)
4 июня Венера в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем 19:00
5 июня – начало утренней видимости Нептуна (+7,9m)
14 июня – Меркурий в верхнем (внешнем) соединении с Солнцем 19:38
17 июня – Меркурий (-2,0m) проходит в градусе севернее Венеры (-3,9m) 16:00
23 июня – начало утренней видимости Урана (+5,85m)
27 июня – начало утренней видимости Марса (+0,98m)
27 июня – покрытие Сатурна Луной при видимости в Австралии и акватории Тихого океана. В России не видно. С 15:49 до 20:03
28 июня – покрытие Нептуна Луной при видимости в Южной Америке (включая Бразилию, Перу, Колумбию и Венесуэлу) с 09:38 до 13:46
28 июня – начало утренней видимости Юпитера (-2,02m)
29 июня – Меркурий проходит в 4,7° южнее Поллукса (+1,15m) 01:34
30 июня – Сатурн в стоянии с переходом к попятному движению

Видимость планет в июне 2024 года:

Утром:

Сатурн в созвездии Водолей (1-30).
Нептун в созвездии Рыбы (1-30).

Утром в конце месяца:

Уран в созвездии Телец (1-30).
Марс в созвездии Овен (10-30).
Венера в верхнем соединении с Солнцем 4 июня 2024 в 19:00.
Меркурий в верхнем соединении с Солнцем 14 июня 2024 в 20:00.

Условия видимости планет в июне 2024

Обозначение у светил: звездная величина (+-0,0m).

Меркурий (от -1m до -2,4m): не виден.

Меркурий в июне перемещается по созвездиям Телец до 16 июня, а 17 июня заходит в созвездие Близнецы, скрываясь в лучах восходящего Солнца в начале июня и в лучах вечерней зари в конце июня месяца.
14 июня 2024 в 20:00 Меркурий в верхнем соединении с Солнцем. Такое происходит один раз в каждом синодическом цикле планеты (116 дней) и знаменует окончание появления Меркурия на утреннем небе и его переход на вечернее небо в течение следующих нескольких недель. В момент наибольшего сближения Меркурий будет виден на расстоянии всего 0° 56' от Солнца, что делает его совершенно ненаблюдаемым в течение нескольких недель из-за яркого солнечного света. 14 июня Меркурий пройдет апогей – дальнюю от Земли точку своей орбиты, поскольку она будет находиться точно напротив Земли в Солнечной системе, на расстоянии 1,32 а.е. от Земли, из-за чего будет казаться маленьким и очень далеким. Если бы его можно было наблюдать, то его диаметр составлял бы 5,1 угловой секунды, при этом он был бы полностью освещен Солнцем.

Конфигурации Меркурия в 2024 году:

2 января - стояние к прямому движению
26 ноября - cтояние к попятному движению
6 декабря - нижнее соединение с Солнцем
15 декабря - cтояние к прямому движению
25 декабря - утренняя (западная) элонгация 22 градуса

Венера (-4,0m): не видна.

В июне Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Телец, 17 июня переходя в созвездие Близнецы. В июне Венера не видна, она проходит по небу очень близко к Солнцу и скрывается в солнечных лучах находясь около верхнего соединения с Солнцем.
4 июня 2024 в 19:00 Венера в верхнем соединении с Солнцем. Такое происходит один раз в каждом синодическом цикле планеты (584 дня) и знаменует окончание появления Венеры на утреннем небе и ее переход на вечернее небо в течение следующих нескольких недель. В момент наибольшего сближения Венера будет находиться на расстоянии всего 0° 03' от Солнца, что делает ее совершенно ненаблюдаемой в течение нескольких недель из-за яркого солнечного света. 4 июня 2024 Венера пройдет апогей – дальнюю от Земли точку своей орбиты, поскольку она будет находиться точно напротив Земли в Солнечной системе, на расстоянии 1,74 а.е. от Земли. Если бы ее можно было наблюдать, она казалась бы маленькой и очень далекой, ее диаметр составлял бы 9,6 угловой секунды, при этом она была бы полностью освещена Солнцем.
Всю зиму и весну планета сближалась с Солнцем, постепенно уменьшая угловое расстояние до него, до своего верхнего соединения с ним 4 июня 2024 года. После 4 июня Венера постепенно перейдет на вечернее небо.

Марс (+1,0 m): не виден.

В июне Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыбы, 10 июня заходит в созвездие Овен. Марс пока прячется в лучах солнечной зари.
В июне Марс не виден. Лишь во второй половине июня, ближе к концу месяца Марс с трудом, при ясном небе, можно найти на восходе очень низко у восточного горизонта.
Блеск Марса составляет +1,1m, а видимый диаметр – более 4 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск практически без деталей.
После своего соединения с Солнцем 18 ноября 2023 года Марс постепенно смещается от Солнцапереходя на утреннее небо, на котором его можно будет наблюдать только летом 2024 года недалеко от Юпитера.
Для наблюдений загадочной планеты благоприятна вторая половина 2024 года, ввиду того, что Марс стремится к своему противостоянию с Солнцем, которое пройдет 16 января 2025 года.

Юпитер (-2,0 m): не виден.

В июне Юпитер постепенно переходит на утреннее небо и перемещается по созвездию Телец.
С зимы и до середины мая Юпитер наблюдался на вечернем небе, постепенно уменьшая угловое удаление от Солнца до своего соединения с ним, которое произошло 18 мая 2024 года.
Самую большую планету Солнечной системы можно наблюдать практически весь год, за исключением периода соединения с Солнцем, поэтому в июне Юпитер все еще теряется в ярких солнечных лучах и не виден. Планета постепенно смещается от Солнцапереходя на утреннее небо, на котором его можно будет наблюдать только в середине лета 2024 года.
Противостояние Юпитера наступит 7 декабря 2024 года, поэтому годичная видимость планеты определяется этой датой.
В 2024 году Юпитер является ориентиром для поиска планеты Уран.

Сатурн (+1,1 m): утром.

29 февраля 2024 года Сатурн прошел соединение с Солнцем и все еще теряется в солнечных лучах постепенно переходя на утреннее небо.
В июне Сатурн перемещается по созвездию Водолей. Планета наблюдается ранним утром низко у юго-восточного горизонта в течение непродолжительного времени до восхода Солнца.
Весь 2024 год Сатурн будет находиться в созвездии Водолей, описывая петлю на фоне звезд летом и осенью. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем до 30 июня, когда достигнет точки стояния и перейдет к попятному движению.
8 сентября 2024 Сатурн в противостоянии Солнцем, после чего, 16 ноября, совершив закономерную петлю, он возвратится к прямому движению и продолжит движение в одном направлении с Солнцем до конца года.
Условия видимости Сатурна в Северном полушарии год от года улучшаются, так как планета постепенно смещается на север вдоль эклиптики. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет около 3 градусов.
К 2025 году кольцо Сатурна постепенно будет приближаться к тому, что мы будем наблюдать его в виде тонкой линии, проходящей через центр видимого диска.

Уран (+5,8m): не виден.

13 ноября 2023 года Уран прошел противостояние и всю зиму прекрасно наблюдался ночами в телескоп. В 2024 году Уран совершит свой путь по созвездиям Овен и Телец.
В июне Уран (+5,8m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Телец.
13 мая Уран прошел соединение с Солнцем и постепенно переходит на утреннее небо.
В конце июня планету можно наблюдать на утреннем небе непродолжительное время перед восходом Солнца, но только в телескоп. Увидеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Блеск спутников Урана слабее +13m. Спутники Урана в телескоп не видны.
1 сентября планета сменит прямое движение на попятное и устремится к своему противостоянию 17 ноября 2024 года.
В 2024 году Юпитер является ориентиром для поиска планеты Уран.

Нептун (+7,9m): не виден.

Нептун в созвездии Рыбы (1-30).
Весь 2024 год Нептун находится в созвездии Рыбы, южнее звезды лямбда Рыб (+4,5m). Удобным ориентиром для поисков планеты в этом году является Сатурн, который располагается правее (западнее) Нептуна. 17 марта Нептун прошел соединение с Солнцем и постепенно выходит на утреннее небо.
В июне Нептун (+7,8m, 2,5”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыбы. Планета видна на утреннем небе, но лучше всего в южных районах страны и только в телескоп.
В средних широтах Нептун наблюдается на утреннем небе лишь в конце июня и непродолжительное время, а в северных широтах недоступен из-за белых ночей и полярного дня.
3 июля после стояния Нептун сменит движение на попятное. В июле продолжительность видимости планеты начнет быстро увеличиваться, а к концу лета Нептун будет наблюдаться почти всю ночь.
21 сентября самая далекая планета вступит в противостояние с Солнцем.
Найти планету в период видимости можно в бинокль или телескоп, так как его блеск составляет около +8m. Для того, чтобы отыскать Нептун на звездном небе, необходимы звездные карты и, по крайней мере, бинокль, а в телескоп с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе) можно разглядеть диск Нептуна, имеющий голубоватый оттенок. Более отчетливо увидеть диск можно с применением увеличения от 150 крат с диаметром объектива телескопа от 150мм. Спутники Нептуна имеют блеск слабее +13m.
Лучшее время для наблюдений Нептуна на территории нашей страны – с августа по ноябрь.

Что можно увидеть в июне в телескоп?

двойные звезды: β Лебедя, δ и ε Лиры, β Скорпиона, ζ Б. Медведицы, α Гончих Псов;
переменные звезды: δ Цефея, β Лиры, η Орла;
рассеянные звездные скопления: М24 в созвездии Стрелец, М11 в созвездии Щит, М39 в созвездии Лебедь, Ϧ и χ Персея;
шаровые звездные скопления:М15 в созвездии Пегас, М13 в созвездии Геркулес, М3 в созвездии Гончие Псы, М5 в созвездии Змеи;
туманности: М27 в созвездии Лисичка, М57 в созвездии Лира; М8 и М17 в созвездии Стрелец, М16 в созвездии Змея;
галактики: М81 и М82 в созвездии Большая Медведица, М51 и М94 в созвездии Гончие Псы.

Вид звездного неба, а также рекомендации по наблюдению светил относятся к средним широтам территории России и соответствуют полуночи середины каждого месяца.

Желаем ясного неба и прекрасных наблюдений!

Автор: Людмила Кошман. Использован материал из Астрономического календаря для школьников на 2023-2024 учебный год и материалы сайта: www.astronet.ru и фото В.Г. Сурдина.